ИНТЕРЬЕР — пошаговый гид

Пошаговый гид

Кто вы и для кого ваш дом?

В наши дни дом — не просто крыша над головой. Для многих дом — это место, отражающее личность хозяина и его эстетические, социальные, культурные ценности. Роль, которая раньше отводилась моде — сообщать миру о вкусах, предпочтениях, социальном статусе индивида, — теперь все чаще отводится жилищу, его обустройству и внешнему виду.

интерьер

Эта тенденция заметна и в соцсетях, где личное пространство становится публичным, поскольку мы с удовольствием его фотографируем и выставляем на всеобщее обозрение. У этого явления есть и оборотная сторона — порой желание похвастаться и покрасоваться заставляет концентрироваться на красивой картинке, вместо того чтобы создавать в доме комфорт и уют.

«Никто не может научить человека находить то, что нравится ему самому».
Теренс Конран

При самостоятельном оформлении интерьера важно не только добиться эстетичной картинки, но и обустроить пространство, которое будет отвечать нашим физическим и психологическим потребностям. По-настоящему гармоничный интерьер привлекательно выглядит и создает возможность удобной и уютной жизни.

Интерьер: быть или казаться?

Несмотря на то что все мы уникальны, наши дома часто похожи друг на друга
как две капли воды. Это довольно странно, поскольку то, какую жизнь мы собираемся вести дома, должно диктовать планировочное решение и выбор той или иной мебели.

Тому, кто любит звать гостей домой, наверняка потребуется большой диван в гостиной. Другому, предпочитающему отдыхать в тишине с книгой, — удобное кресло. Экстраверту, любящему общение и получающему от него энергию, подходит открытая планировка пространства, а вот интроверту, восстанавливающему силы в одиночестве, необходимо отдельное помещение за закрытой дверью.

Как же оптимизировать пространство исходя из собственных предпочтений? Нужно просто проанализировать себя и понять, где и когда мы ощущаем себя наиболее комфортно и как сделать так, чтобы это ощущение появлялось чаще.

своя красота

Дети и их потребности

Не забывайте, что характер различается не только у взрослых, но и у детей. Как и мы, они воспринимают мир по-разному: кто-то любит общество, кто-то — нет.
Если что-то нравится родителям, то совсем не обязательно это будет нравиться и ребенку. Более того, по мере взросления интересы детей могут меняться.

Расстановка акцентов

Большинство фотографов знают, что при съемке необходимо выбрать так называемый «композиционный центр» — объект, который занимает основное место в кадре или каким-то образом выделяется на общем фоне и тем самым представляет собой точку фокусировки взгляда.

Однако в повседневной жизни, например испытывая трудности при работе над проектом интерьера, об этом правиле нередко забывают.

Одна из распространенных ошибок — избыточное (или, наоборот, недостаточное) количество объектов, выступающих в роли композиционного центра. Исправить это довольно просто: надо всего лишь подумать о точках, на которых может фокусироваться взгляд. Что мы видим в помещении в первую очередь?

А что, по нашему мнению, должно привлечь внимание? Идет ли речь об одном и том же объекте, или стоит по-другому расставить акценты?
Порой в помещении уже существует естественная точка фокусировки взгляда, например большой оконный проем, выразительный камин или впечатляющий вид из окна. Если общий вид комнаты вызывает дискомфорт, подумайте: возможно, в ней отсутствует та самая точка фокусировки взгляда?

композиционный центр в интерьере

Или, напротив, подобных точек слишком много? В обоих случаях необходимо внести изменения:
в помещении должен появиться четкий акцент, композиционный центр, притягивающий к себе внимание и подчеркивающий определенную часть комнаты.

Магия линий

При работе над дизайном интерьера самым сильным визуальным инструментом можно считать линии. С их помощью создаются оптические иллюзии и эффект выделения, усиления, увеличения или, наоборот, уменьшения объекта.
Именно поэтому при оформлении помещения так важно подумать о том, как в нем будут проходить линии: это поможет достичь желаемого результата.

Ведущие линии

Дизайнеры часто используют термин «ведущие линии», говоря о ситуациях,
в которых линии служат инструментом усиления и привлечения внимания
к объекту, который хотят выделить. Такие линии как бы ведут глаз к смысловому центру. Когда фотограф компонует кадр, пытаясь выбрать подходящее место для определенного объекта, он всегда смотрит на линии, созданные самой природой или окружающей обстановкой: они придают кадру глубину и указывают зрителю нужное направление. Точно так же может действовать и дизайнер, или декоратор интерьера.

Часть линий изначально существует в самом здании: они прослеживаются в стенах и на полу, но многие линии создаем мы сами, когда работаем над интерьером и выбираем мебель и ковры. Не стоит забывать о свете и тенях: проникая в комнату в течение дня, они тоже образуют различные линии.

Не забывайте также использовать свободное пространство между мебелью и предметами
декора или группировать вещи определенным образом: продуманные визуальные паузы и образованные при размещении предметов ведущие линии помогут направить взгляд по нужному курсу.

Линии в интерьере

Диагональные линии

Дизайнеры, использующие принцип золотого сечения, часто говорят о важности диагональных линий: это наклонные линии, которые ведут взгляд под определенным углом вверх или вниз. Например, можно сгруппировать висящие на стене рамки или предметы декора, формирующие композицию таким образом, чтобы их контуры составили воображаемую линию, которая будет вести глаз к нужной точке.

линии

 

Горизонтальные линии

Создавая или усиливая горизонтальные линии, можно визуально расширить помещение, что прекрасно подходит для тесных пространств. Выберите обои с горизонтальной полоской, полосатый ковер или соответствующую мебель, например книжный шкаф или стеллаж с длинными полками, а не отдельными секциями.

Тем самым вы добьетесь визуального эффекта ведущих линий. Стены, выкрашенные до половины в контрастный цвет, могут зрительно уменьшить слишком высокие потолки, и комната будет выглядеть уютнее.

Вертикальные линии

Если вы хотите визуально увеличить высоту комнаты, стоит усилить вертикальные линии в помещении. Это можно сделать, например, с помощью обоев или мебели: скажем, множества узких, но высоких стеллажей, простирающихся от пола до потолка.

Изогнутые линии

В интерьере должны присутствовать мягкие, изящные, закругленные линии, чтобы комната не воспринималась угловатой. Такие линии иногда заложены в самой конструкции помещения: это могут быть потолочные своды, арочные окна или фрагменты стены. Однако мы и сами можем добавить изогнутые линии, выбрав для комнаты, скажем, круглый ковер, округлое зеркало или мебель с закругленными углами.

Линии на полу

Ведущие линии можно без труда найти и на полу. На восприятие комнаты порой влияют зазоры и стыки, например, на паркетном, дощатом или кафельном полу. Учитывайте это, выбирая тип покрытия пола.

Правило нечетных чисел

Многое в области дизайна интерьера связано с созданием баланса и симметрии,
но, когда речь заходит о декоре, правила становятся прямо противоположными: необходимо помнить о нечетных числах.

Некоторые ученые объясняют

это особенностью нашего мозга, постоянно желающего скомпоновать предметы. Именно поэтому, с их точки зрения, добавленный к паре дополнительный предмет начинает привлекать к себе внимание и выходить на первый план.

Кто-то же считает, что третий объект просто- напросто заполняет естественную пустоту между двумя другими предметами, притягивая к себе взгляд. Какой бы теории ни придерживались декораторы, дизайнеры и стилисты интерьера, никто из них не забывает о «правиле нечетных чисел».
Этим принципом нередко руководствуются и фотографы с архитекторами.
Применить его можно повсюду, начиная от расстановки мебели и заканчивая группированием предметов при создании композиции. Принцип получил название «правило трех», что прекрасно отражает его суть: пытайтесь избежать четного количества предметов.

Правило трёх

Другими словами, если в композиции будет находиться 3, 5 или 7 предметов, она будет выглядеть более интересной. Попробуйте воспользоваться этим советом, когда вам покажется, что композиция негармонична.

При оформлении комнаты цветом достичь баланса бывает легче, если задуматься о том, как цвета распределяются в природе: наиболее темные оттенки располагаются ниже, а светлые — выше.
Следуйте этому принципу в своем доме: внизу используйте темные цвета (они соответствуют земле), а по мере приближения к потолку — более светлые (небо).

Контрасты и противоположности

Многие декораторы утверждают, что удачный интерьер — тот, в котором присутствуют контрасты. Если их нет, пространство может восприниматься плоским и однообразным. Использование контрастов идеально подходит и в тех случаях, когда интерьеру нужно придать больше динамичности.

Добавьте контраст — и вы сразу почувствуете разницу. Но как это сделать?
Один из распространенных приемов — расположение предметов по «принципу противоположности», так чтобы при соседстве двух непохожих объектов, предметов мебели или мотивов их различия между собой стали очевидными.

Добавление контраста

При декорировании помещения, например, уместно расположить рядом различные типы поверхностей — скажем, блестящую и матовую. Попробуйте также смешать стили, соединив утонченную эстетику с первобытными формами. Создавайте контрасты, пытаясь найти полную противоположность предмету или поверхности.

Балансировка контрастов при помощи стилей.

Контрасты можно создавать не только с помощью материалов и разных поверхностей, но и путем смешения стилей, которые будут усиливать наиболее яркие черты друг друга. Не выбирайте ожидаемое для определенного типа дома или его стиля: выберите что-то абсолютно «чужеродное», и тогда предметы, контрастируя друг с другом, смогут по-новому заиграть.

Старинный комод рядом с современным креслом будет смотреться куда эффектнее, нежели
два соседствующих предмета мебели, принадлежащих одной эпохе. Противопоставление
стилей поможет придать новизны старинному дому или добавить теплоты и уюта безликой
новостройке.
Чтобы успешно комбинировать стили разных эпох, нужно найти их общий знаменатель.
Возможно, это цвет или материал. Десять разных стульев вокруг обеденного стола зачастую
выглядят более гармонично, если все они одного цвета или сделаны из древесины одного
оттенка.

Примеры контраста в интерьере

таблица

Экспериментируя с такого рода контрастами, будьте осторожны и учитывайте особенности исторических строений, ведь демонтаж оригинальных деталей в квартире старинного дома может в будущем значительно снизить ее стоимость.
Если сам дом или его отдельные элементы признаны культурным или архитектурным наследием, есть вероятность того, что внутри нельзя менять планировку или демонтировать определенные детали. В этом случае по своему усмотрению можно только переклеивать обои и расставлять мебель.

Текстура и тактильные поверхности

Никто не станет спорить с утверждением, что цвет и форма во многом влияют на то, как мы воспринимаем помещение. При этом мало кто задумывается, что не менее важными факторами
оказываются тип поверхности и ее структура.
Конечно, комнату можно оформить при помощи различных оттенков одного цвета, но едва ли у нас получится использовать одинаковые поверхности.
В последнее время увеличилось количество предметов мебели, производящихся
из древесноволокнистых плит (ДВП) и древесностружечных плит (ДСП). Такой материал можно назвать демократичным: он легкодоступный и не слишком дорогой, но помещения с такой мебелью выглядят плоскими и аскетичными, особенно если интерьер не разбавлен контрастирующими предметами с другим типом поверхности и иной структурой. Комната кажется безжизненной?
Возможно, проблема заключается именно в однообразной текстуре. При оформлении интерьера всегда старайтесь использовать предметы с разным типом поверхности. Совмещайте плоские и гладкие поверхности с рельефными и шероховатыми. Следите за тем, чтобы в помещении были представлены разнообразные текстуры: шероховатые, глянцевые, пушистые, блестящие, рифленые, плетеные, а также поверхности с патиной.
В этой связи принято говорить о двух видах текстур: тактильной и визуальной.

Тактильная текстура

Эту текстуру можно ощутить даже с закрытыми глазами, поскольку такая поверхность будет рельефной. Легко представить ощущение, возникающее при прикосновении к овечьей шкуре или при ходьбе босиком по мягкому ковру.
Нейродизайнер Изабель Шеваль считает, что существует физиологическое объяснение нашей тяги к тактильным материалам: мы любим, например, мягкие пледы или комфортное постельное белье. Прикосновения к подобной текстуре стимулируют работу гормона окситоцина, отвечающего за возникновение ощущения спокойствия и умиротворения.

Визуальная текстура

Визуальный тип текстуры воспринимается исключительно глазом. Например,
на фотографии может быть изображен объект с неровной поверхностью, создающий впечатление, что гладкий фотоотпечаток становится объемным.

Свет, попадающий в помещение, влияет на наше восприятие тактильного
материала. Тени на шероховатой поверхности будут выглядеть по-разному в зависимости от того, как она освещена. Это оживляет комнату с большим количеством предметов с тактильной текстурой, ведь комната изменяет свой вид в зависимости от того, как используется естественное и искусственное освещение.

Поверхности в интерьере

Шероховатые и рельефные поверхности:

  • Цвет воспринимается темнее, поскольку поверхность отражает меньше света.
  • Интерьер воспринимается более теплым и мягким, если в комнате присутствует множество поверхностей с текстурой.
  • Необработанная поверхность часто воспринимается как характерная для деревенского стиля.

Гладкие и блестящие поверхности:

  • Цвет воспринимается светлее, поскольку поверхность отражает свет и блестит.
  • Комната воспринимается более жесткой и холодной, если в ней присутствует множество глянцевых поверхностей.
  • Глянцевые поверхности часто воспринимаются как нечто современное.

Примеры текстур в интерьере

таблица1

 

Разнообразьте размеры

На мой взгляд, одна из самых распространенных ошибок при оформлении интерьера — недостаточная вариативность размеров предметов декора. Это сразу
начинает бросаться в глаза, стоит только об этом задуматься.

Выстроившаяся в ряд армия одинаковых по размеру диванных подушек, унылая линия цветочных горшков одной высоты, батарея подсвечников без всякого намека на разнообразие размеров — такая картина лишает интерьер необходимой динамики.

Повторяемость и монотонность размеров создают в комнате ощущение тоски и дискомфорта.
Большинству помещений требуется добавить лишь небольшие штрихи, чтобы нарушить однообразие. Необходимые детали не обязательно должны быть вызывающими или из ряда вон выходящими: достаточно использовать обычные предметы, при этом просто варьируя их размеры.

картины в интерьере

Высокое должно сочетаться с низким, широкое — с узким, большое — с маленьким. Пусть диванные подушки будут разного размера (вместо трех подушек размером 50×50 см используйте три подушки разного размера). Купите огромное комнатное растение или крупное напольное кашпо, выделяющееся на фоне остальных цветов примерно одного размера.

В ряду больших картин повесьте маленькую. Небольшие изменения могут сильно повлиять на общее восприятие помещения.

 

Пространство пустоты

Работая над интерьером, мы обычно задумываемся лишь о местах, которые хотим заполнить, но не менее важно подумать о так называемом негативном пространстве, то есть незаполненном пространстве на поверхности пола или стен.

Приступая к работе над проектом, следует четко представлять, какие части комнаты будут оставаться незаполненными мебелью и декором, чтобы способствовать общему восприятию комнаты как гармоничного пространства. Интерьер можно сравнить с музыкальным произведением, где всегда есть фрагменты как с медленным, так и с быстрым темпом.

В декоре помещения тоже должны оставаться свободные места, которые служат своего рода визуальными паузами между яркими и эффектными предметами. Только в этом случае комната не будет вызывать стресс или ощущение монотонности и перегруженности.

пространство пустоты в интерьере

Именно поэтому необходимо тщательно спланировать негативное пространство: оно влияет на наше восприятие точно так же, как и расстановка мебели.

Даже если вам нравится обилие предметов вокруг, пустое пространство необходимо для визуальной динамики помещения. Не забывайте об этом. Как выглядит ваш дом? Нужно ли в нем что-то изменить, например сгруппировать какие-то предметы? Может быть, некоторым частям помещения требуется своеобразная разгрузка?

Вероятно, о пространстве пустоты при оформлении помещения вы задумаетесь далеко не в первую очередь, но именно визуальные паузы могут сыграть решающую роль при создании гармоничного интерьера.

Наглядные примеры

  • Повесьте одну картину и оставьте вокруг нее много свободного места. Это
    подчеркнет выразительность небольшой или незатейливой картины.
  • Выразительный силуэт подвесного или настольного светильника будет выглядеть более выигрышно на фоне гладко окрашенной стены, чем на фоне пестрых обоев или галерейной стены.
  • Незаполненное пространство также можно оставлять для усиления восприятия естественного освещения. К этому приему часто прибегают минималисты, использующие игру света и теней на негативном пространстве.
  • Оставьте пространство незаполненным — так окружающие его предметы будут «звучать» сильнее.

Карта перемещений по дому

Работая над дизайном интерьера, стоит принять в расчет «маршруты», по которым люди передвигаются в том или ином помещении. Между какими точками они перемещаются чаще всего? Где обычно задерживаются и проводят больше времени? Где расположены узкие проходы, а где необходимо предусмотреть пространство для большой компании?

Проход

 

«Как правило, нам нравятся пространства, нагружающие наш мозг в разумных пределах».
Катарина Госпик

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

ru_RURussian