Содержание
КАК ВЫБРАТЬ ЦВЕТ
Вне зависимости от того, какой стиль интерьера вы выберете и каким бюджетом располагаете, решающим в вопросе того, как будет восприниматься ваш дом, станет выбор цвета. Этот фактор становится куда более важным, чем все остальные.
Возможно, именно поэтому выбор цвета оказывается одной из самых сложных задач и нередко заводит нас в тупик? Кому-то совсем не хочется использовать цвет, другие предпочитают множество красок и не могут представить себе жизнь без ярких цветов, орнаментов и обоев. Независимо от приоритетов можно отметить ряд прекрасных приемов, которые помогут определиться с выбором цветовой гаммы интерьера.
Здесь речь пойдет об азах, которые необходимо знать, приступая к работе с цветом. Они помогут сделать правильный выбор и принять верное решение.
Цвет — это вызов
Даже опытные дизайнеры и стилисты интерьера нередко приходят в замешательство, когда речь заходит о цвете. «Боже, что бы такого сделать, чтобы дома появилось больше красок? Как поступить, чтобы эти самые краски не начали меня раздражать?»
Цвет, пожалуй, самое спорное понятие в области дизайна и интерьера. Мы не просто по-разному воспринимаем цвета и оттенки: на цвет и его восприятие могут также оказывать значительное влияние и окружающие нас предметы.
Естественное или искусственное освещение, мебель, цвет пола, светильники — вот лишь некоторые факторы, способные визуально изменить один и тот же цвет в одной и той же комнате. К этому добавляются наши воспоминания и ассоциации с тем или иным оттенком.
Поиск цвета, который придется по душе и в окружении которого захочется прожить долгое время, занимает много времени и требует терпения, но удачное цветовое решение действительно окажется наградой. Это будет именно ваша, а не чья-то еще цветовая гамма. Ну а выбрав цвет, основываясь на собственных предпочтениях, а не на веяниях моды, вы почувствуете, насколько легче будет отказаться от дорогих и ненужных покупок. Еще одно очко в пользу цвета!
Коротко о цвете
Когда луч света прошел сквозь призму и разложился на радужный спектр в лаборатории Исаака Ньютона, ученый заложил основу нашего сегодняшнего взгляда на сочетаемость цветов. Он создал первый в истории цветовой круг, который сегодня помогает нам не только лучше разобраться в цветах и их оттенках, но и увидеть связь между светом и цветом.
В наши дни существует несколько вариантов цветовых кругов. В зависимости от принципа, по которому они построены — например, на основе аддитивного смешения цветов, субтрактивного синтеза или восприятия цвета человеком, — они выглядят по-разному.
Аддитивное, или оптическое, смешение цветов
Примером аддитивного смешения цветов можно назвать цветовое пространство RGB (название образовано из первых букв английских слов red — «красный», green — «зеленый» и blue — «синий»). Его используют для показа изображений на мониторе.
Субтрактивный синтез
Примером субтрактивного синтеза является четырехцветная цветовая модель
CMYK (название образовано из первых букв английских слов cyan — «голубой», magenta — «пурпурный», yellow — «желтый», key colour — «ключевой цвет» — как правило, черный). Эта система обычно используется для типографической печати.
Система цветов на основе визуального восприятия
Примером системы цветов на основе визуального восприятия считают NCS (название образовано из первых букв английского словосочетания Natural Colour System®© — «естественная система цветов») — цветовую модель, в основе которой лежит восприятие цвета человеком. В этой модели учитываются не физические свой ства используемых пигментов или разложение луча света, а исключительно зрительное восприятие.
Основными цветами этой палитры являются желтый, красный, голубой, зеленый, белый и черный. На сайте компании NCS можно узнать больше об этой запатентованной системе, принятой в Швеции в качестве стандарта для определения цвета. Эта модель используется среди прочего для описания малярных и живописных красок.
Чтобы понять, как выстроен и используется цветовой круг, я предлагаю посмотреть на модель, созданную по образу хрестоматийного цветового круга Иоганнеса Иттена и известную многим еще со школьной скамьи. С помощью этой шкалы часто демонстрируют смешение пигментов в живописи. Ее принцип довольно легко понять, хотя не всегда возможно воспользоваться ею на практике.
Попробуйте найти больше информации о той цветовой системе, которая подходит именно для вашего проекта.
Первичные цвета
Красный
Синий
Желтый
При смешении двух первичных цветов появляются вторичные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый.
Вторичные цвета:
Красный + синий = фиолетовый
Желтый + синий = зеленый
Красный + желтый = оранжевый
При смешении первичного цвета с ближайшим к нему вторичным возникают шесть оттенков, которые называют третичными цветами.
Третичные цвета:
Красно- фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зеленый
Желто-зеленый
Желто-оранжевый
Красно- оранжевый
Цветовой круг
Цветовой круг разбит на перечисленные выше 12 цветовых секторов, а его форма объясняет взаимодействие цветов. Пользуясь кругом, можно понять, какие цвета близки друг другу, а какие выступают в роли контраста. Последние — это те, что находятся в круге напротив друг друга и называются комплементарными или дополнительными.
Ахроматические цвета
Белый, черный и серый принято называть ахроматическими цветами, но их нет в цветовом круге. Добавляя их к первичным, вторичным и третичным цветам, можно добиться широкого спектра цветовых оттенков
Комплементарные цвета
Цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга, называют комплементарными. К ним относятся такие пары, как желтый — фиолетовый, синий — оранжевый, красный — зеленый. Если расположить цвета из пары рядом друг с другом, то каждый из них будет восприниматься более ярким. Красный рядом с зеленым кажется более красным, нежели рядом с желтым.
Теплые и холодные цвета
Цвета от желтого до красного на цветовом круге называют теплыми, а от синего до зеленого — холодными. При этом на шкале теплых цветов встречаются холодные оттенки, а на шкале холодных цветов — теплые. Скажем, оттенок красного, расположенный ближе к желтому цвету или содержащий примесь желтого, воспринимается теплым (например, оранжевый — это желтый цвет с сильной примесью красного), а находящийся ближе к синему или же смешанный с синим будет восприниматься как холодный (винный цвет или бордо). То же самое происходит и с зеленым цветом: он выглядит теплым, если содержит много желтого (оливковый цвет), и холодным, если смешан с синим.
Что такое цветовое решение?
Словосочетание «цветовое решение» используют весьма небрежно, будто бы считая, что все понимают его значение, хотя, конечно, это далеко не так. Поэтому я бы хотела несколько упрощенно пояснить, что же подразумевается под этим понятием.
Когда говорят о цветовом решении, имеют в виду не только выбор краски определенного оттенка для стен, пола и различных поверхностей, но и выбор общей цветовой гаммы для всего дома, начиная от мебели и крупных текстильных изделий и заканчивая деталями и элементами декора.
Архитекторы, декораторы и стилисты интерьера редко работают с одним цветом, отдавая предпочтение палитре цветов, способных вместе создать в доме определенный стиль или атмосферу.
Помните об этом, работая над проектом интерьера. В строительном магазине можно взять напрокат или купить цветовые веера производителей красок, чтобы увидеть все разнообразие цветовой палитры и возможных цветовых оттенков. Можно даже приобрести пробники с краской, выкрасить ими фрагмент стены и посмотреть, как тот или иной цвет будет сочетаться с мебелью и как будет меняться цвет стен в зависимости от освещения.
То же самое относится к текстилю и различным материалам: лучше всего оценивать их в реальной обстановке. Учитывая, что другие предметы мебели, цвета, дневной свет и искусственное освещение в комнате могут изменить восприятие оттенка, очень важно поместить выбранный цвет именно в тот интерьер, в котором он затем будет находиться.
Цветовые палитры
Воспользуйтесь цветовым кругом — это помощник при создании палитры именно для вашего дома. Ниже приводятся основные принципы выбора цветовой гаммы для интерьера. Имейте в виду: конечный результат будет зависеть от того, какую цветовую систему вы используете.
Палитра близких цветов
Выберите один цвет из цветового круга и работайте с прилежащими к нему оттенками. Такую схему относительно легко использовать, и к ней часто обращаются, если чувствуют себя неуверенно в работе с цветом.
Палитра комплементарных цветов
Выберите цвет из цветового круга. Посмотрите на цвет, находящийся на противоположной стороне круга, — это и будет дополнительный цвет.
Трехцветная палитра
Выберите три основных цвета, находящихся на более- менее равном расстоянии друг от друга на цветовом круге. Так у вас появится довольно широкий спектр оттенков, однако работать с ними сложнее.
Раздельно- комплементарная палитра
Выберите один цвет из цветового круга. Попробуйте добавить к нему двух «соседей» дополнительного цвета, то есть используйте два цвета, расположенные по обе стороны от дополнительного.
Четырехцветная палитра
Выберите две пары комплементарных цветов, которые отстоят друг от друга на два сектора