УК или ТСЖ

ЧТО ЛУЧШЕ УК ИЛИ ТСЖ?

Реформа ЖКХ произошла в России более полутора десятка лет назад. Рынок управления жильём перешёл от государства в частные руки. Планировалось, что в результате конкуренции повысится качество услуг, однако значительная часть собственников сегодня недовольна ни уровнем содержания дома, ни способом его управления. Что лучше – УК или ТСЖ?

В ЧЁМ РАЗНИЦА

Требования по эксплуатации жилья едины для всех, но ответственность за их выполнение ТСЖ несут минимальную. В случае каких-то нарушений управляющие организации подвергаются жёстким санкциям, а санкции, применяемые к ТСЖ, как правило, незначительны.

Все участники рынка работают в рамках тарифа, о котором договорились с собственниками.  Основное отличие ТСЖ и управляющей компанией – это отсутствие лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью ТСЖ. ТСЖ/ТСН не может лишиться лицензии на управление объектом. В отличие от управляющей компании, если нарушит те же требования к обслуживанию, что и УК.

Как правило, ТСЖ подходит для активных жителей, которые готовы лично участвовать в управлении домом, брать на себя ответственность. Не многие товарищества сегодня работают достаточно успешно и эффективно. Прежде чем создавать ТСЖ, инициаторы должны выяснить, сколько реально стоит обслуживание их дома, что им нужно и во что это обойдётся. Конечный результат может их сильно удивить. Люди жалуются, что видят дворника раз в месяц, а уборщицу в подъезде – ещё реже, но, возможно, за тот тариф, который они платят, это не так уж и плохо.

Кто формирует тариф?

«Региональная энергетическая комиссия ежегодно принимает решения по тарифам на коммунальные услуги (составляющие почти половину платежного документа, выставляемого управляющей компанией собственнику), и в итоге с этими тарифами никто не спорит, хотелось бы, чтобы аналогичный подход мог распространяться на утверждение тарифа по содержанию и управлению каждого конкретного дома. Чтобы управляющая компания могла предоставить тариф в компетентный государственный орган для его согласования и утверждения. То же касается и конкурсной документации для новостроек. В этом случае сомневающиеся собственники могли бы быть уверены, что предлагаемый управляющей компанией тариф справедлив именно для их дома, насыщенного сложной инженерной инфраструктурой и необходимым уровнем сервиса».

 

ТСЖ подходит для активных жителей, которые готовы лично участвовать в управлении домом.

 

«В идеале между УK и собственниками должен быть какой-то посредник в виде чиновника, государственный орган, который утверждает тариф на конкретный дом, – считает Дмитрий Сень.

– Тогда львиная доля всех конфликтов исчезнет сама собой. Сами жильцы в этом, как правило, ничего не понимают.

Они требуют, чтобы дворник подметал территорию в два раза чаще, но денег за это хотят платить в три раза меньше. И сделать здесь ничего нельзя, это разговор слепого с глухим. Ещё в 2016 году, когда муниципальный тариф равнялся 24 рублям, РЭК рассчитала среднюю стоимость содержания жилья для Екатеринбурга.

Экономисты получили сумму в 33 рубля за квадратный метр! Контроль над управляющими компаниями постоянно совершенствуется, вводятся новые процедуры, требования и предписания. И всегда надзор больше всего бьет по законопослушным предпринимателям.

Они дорожат своей репутацией, но выполнить многие требования за скромные ресурсы бывает невозможно. Поэтому такие УК уходят с рынка, но место пустует не долго. Его занимают те, кто и не собирается ничего выполнять.

На рынок приходят люди и говорят: а мы согласны обслуживать дом дешевле. Естественно, что за эти деньги они ничего не делают. А когда до них добираются правоохранители и надзорные органы, они «переобуваются», создают новое юридическое лицо, и всё начинается сначала.

Дефекты системы создаёт сама система.

«Многие конфликты между жильцами и руководством ТСЖ происходят от отсутствия прозрачности в работе. С согласия собственников, ежегодно тратится часть средств на проведение аудита, когда сторонняя организация внимательно изучает все документы. Это стоит денег, но у людей формируется определённая база доверия, и это снижает уровень конфликтности».

Эксперты также полагают, что законотворцы, которые занимаются вопросами ЖКХ, несколько оторваны от земли и не совсем понимают реальные проблемы отрасли. Впрочем, ряд участников рынка уверены, что в конце концов система сама придёт к единому, устраивающему всех знаменателю.

«С этой точки зрения, всё нужно оставить как есть, ничего менять не надо.

Рынок управления жильём саморегулируется, а у собственников всегда есть выбор: либо брать на себя повышенные обязательства и создавать ТСЖ, либо оставаться под крылом УК».

Рынок управления жильём нельзя назвать цивилизованным. Многие хотели бы сменить УК или способ управления, но боятся это сделать.

Рассказываем, какие нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ рассмотрены совсем недавно.

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект о непрерывном управлении МКД. По нему управляющие организации, у которых истёк срок действия лицензии, обязаны обслуживать свои дома до выбора новой компании или способа управления.

Действие законопроекта распространяется на отношения, возникшие после 1 июня. Проект документа о  доступе провайдеров в МКД рекомендовали Госдуме к принятию в первом чтении. В

Минцифры считают, что новые правила пойдут на пользу собственникам:

увеличится конкуренция между операторами связи и они станут лучше работать.

Госдума поддержала в первом чтении инициативу наделить председателя совета дома полномочиями представлять интересы собственников в суде без доверенности по решению ОСС. Законопроект доработают ко второму чтению. Роспотребнадзор запретил отключать горячую воду летом более чем на две недели. Сейчас продолжительность отключения определяют ОМС. Новую норму прописали в проекте СанПиНов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

ru_RURussian